ОБЗОР РЫНКА
Обзор рынка выполнен на основе исследования MegaResearch и все данные, оценки, прогнозы и мнения в данном разделе предоставлены MegaResearch (если не указано иное).
Обзор российского рынка автомобильных грузоперевозок
Автомобильные перевозки являются самым популярным методом транспортировки грузов: на их долю приходится около 2/3 всего объема грузоперевозок в России. Популярность этого вида транспорта обусловлена его относительной дешевизной по сравнению с авиационными и железнодорожными перевозками. Кроме того, с помощью автомобиля груз можно доставить практически в любую точку назначения.

В начале 2015 года объем рынка автомобильных грузоперевозок существенно снизился, но уже к лету 2015 года ситуация стала стабилизоваться по мере роста цен на перевозки. Так, к концу первой половины 2017 года цены выросли в среднем на 15-20% по сравнению с уровнем конца 2014 года.

Начиная со второй половины 2016 года рынок магистральных автоперевозок стабильно развивался, при этом крупные игроки рынка демонстрировали высокую конкурентоспособность в 2015-2016 годах.

Рынок автомобильных грузоперевозок включает следующие сегменты:

  • Full Truck Load (FTL) – перевозки полностью загруженным транспортным средством;
  • Less than Truck Load (LTL) – перевозки грузов транспортным средством с частичной загрузкой (со сбором грузов от разных отправителей);
  • Перевозки сборных грузов, когда товары от различных отправителей сортируются на складах по пунктам назначения и доставляются совместно с грузами других отправителей в соответствующие пункты назначения.

Значительная доля всех автомобильных грузоперевозок в России приходится на европейскую часть страны. В то же время, развиваются перевозки по магистральным маршрутам в Сибири и на Дальнем Востоке. Что касается международных маршрутов, после существенного спада в объемах грузоперевозок между Россией и Евросоюзом в 2014-2015 годах, в 2016 году ситуация на этом рынке стабилизировалась. В то же время все более перспективным сегментом становятся перевозки между Россией и Китаем по мере роста грузооборота на этом направлении.
Конкурентная среда в России
Отрасль автомобильных грузоперевозок в России является высококонкурентной, при этом 10 крупнейших компаний занимают около 16% рынка. На рынке действуют компании нескольких типов: крупные компании (более 300 грузовиков), средние компании (от 50 до 300 грузовиков), небольшие семейные компании и индивидуальные предприниматели (от 1 до 50 грузовиков), логистические компании, кэптивные компании (дочерние логистические компании крупных розничных сетей), а также компании, специализирующиеся на перевозках определенных типов грузов (например, легковых машин).

Крупные игроки (такие, как Globaltruck) напрямую конкурируют со средними операторами, логистическими и кэптивными компаниями.

На долю средних и крупных компаний приходится 2,3% общего числа игроков, при этом по парку их доля достигает 49% от общего количества грузовиков: по оценкам, их совокупный парк насчитывает порядка 66 000 машин.
Рыночные тенденции
Консолидация отрасли стала одной из наиболее значимых тенденций на рынке автомобильных грузоперевозок. Введение мер по повышению собираемости налогов, усиление требований к прозрачности а также введение автоматического весогабаритного контроля и платы за проезд по федеральным дорогам с помощью системы «Платон» оказывают дополнительное давление на небольшие компании, которые не могут обеспечить соответствие все более строгим требованиям.

Доля крупных компаний с большими парками уверенно растет, в то время как небольшие компании и индивидуальные предприниматели с парком возрастом более 5-7 лет уходят с рынка. Таким образом, будет снижаться число грузовиков с большим пробегом. При этом в результате консолидации доля 10 крупнейших игроков вырастет до 20% и более к 2020 году.

Наиболее развитым и перспективным является сегмент FTL-перевозок для ритейлеров, FMCG-компаний и e-commerce. Наиболее широко услуги грузовых автомобильных перевозок востребованы в сегменте FMCG (41,3% всех перевозок), который демонстрирует уверенный рост, в том числе в регионах Урала и Сибири. Объем рынка электронной коммерции в России по данным АКИТ в 2016 году вырос на 21% по сравнению с 2015 годом и составил 920 млрд руб.
Регулирование отрасли
В последние годы произошли существенные изменения в регулировании отрасли автомобильных грузоперевозок, что благоприятствует дальнейшему развитию крупнейших игроков с высокими профессиональными стандартами:

  • С 15 ноября 2015 года в России был введен платный проезд по федеральным трассам для грузовиков массой свыше 12 т (система «Платон») в целях покрытия ущерба, причиняемого грузовым транспортом российским автодорогам. Первоначально стоимость проезда в базовом варианте составляла 3,73 руб. за 1 км пути. Однако после широкомасштабных протестов в конце 2015 года российское Правительство ввело понижающий коэффициент 0,41 и установило тариф на уровне 1,53 руб./1 км.
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливают максимально допустимый вес грузовика и осевую нагрузку. Контроль осуществляется ГИБДД и Ространснадзором с помощью автоматической системы весогабаритного контроля во время движения, а также при проверках на стационарных пунктах контроля. Предполагается, что все основные дороги в России будут оснащены пунктами контроля веса к 2022 году.
  • С 2015 года ужесточилось налоговое администрирование, в части уплаты НДС, что сузило возможности поиска налоговых лазеек для небольших операторов.